Советы адвокатов

Какая роль полицейского в делах об административных правонарушениях, совершенных на автомобильном транспорте?

Автоправо

Так или иначе автовладелец будет сталкиваться с сотрудниками патрульной полиции, а вот в зависимости от ситуации, обстоятельств дела, стадии производства дела об административном правонарушении  полицейский может находиться в разных юридических статусах, а именно :
- полицейский, который собирает первичный материал;
- полицейский, который составляет протокол об административном правонарушении;
- полицейский, который принимает решение по вашему делу;
- полицейский как свидетель в суде;
- полицейский как ответчик в суде.
В некоторых ситуациях  в одном деле полицейский может выступать в двух статусах одновременно. Естественно, что в зависимости от того или иного статуса полицейский наделен разными полномочиями, имеет разный объем прав и обязанностей. В данной статье мы рассмотрим права и обязанности полицейского в зависимости от его статуса на разных стадиях производства по делу об административном правонарушении. Правильное понимание объема прав и обязанностей полицейского поможет вам качественно отстоять свои права в любой ситуации.

Вам понадобится:

  • иметь при себе КУпАП Украины, чистые листы формата А4 для написания ходатайств, а также контакты адвоката, который специализируется в сфере автоправа

Инструкция:

  • 1
    Производство по делу об административном правонарушении, как правило состоит из следующих стадий: 1). Первичное разбирательство по делу, которое включает в себя сбор первичного материала и составление протокола об административном правонарушении (в некоторых случаях такой протокол не составляться); 2)рассмотрение дела; 3)обжалование решения по делу.
  • 2
    Сбор первичного материала означает сбор доказательств, на основании которых в последующем возможно принятие того или иного решения. Согласно ст.251 КУпАП доказательствами в деле об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, которое привлекается к административной ответственности, потерпевшим, свидетелями, выводом эксперта, вещественными доказательствами, показаниями технических приборов и технических средств, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которые используются при надзоре за выполнением правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами. Наиболее ярко статус полицейского, который собирает материал об административном правонарушении выражен в делах о дорожно-транспортных происшествиях, когда на место ДТП приезжает патруль и начинает составлять схему ДТП, для чего делают определенные замеры, отбирают пояснения у участников и возможных очевидцев события. В этом момент обязанности полицейского сводятся к фиксации следов события и правильном их документировании, а вы в свою очередь можете заявить ходатайство о исследовании того или иного доказательства, а также приобщения иных доказательств к делу. На данном этапе решение по вашему делу, даже первичное, еще не принимается
  • 3
    Протокол об административном правонарушении - это ,в первую очередь, документ, фиксирующий произошедшее событие и уже во вторую - документ, в котором идет речь об отношении того или иного лица к данному административному правонарушению.Установить виновность лица возможно только при наличии доказательств. Хотя на практике это не всегда так. Бывают случаи, когда полицейские без доказательств принимают какое-либо решение основываясь на своих собственных наблюдениях и суждениях. Протокол об административном правонарушении в большинстве случаев составляется на месте правонарушения, если для этого есть достаточно оснований, а иными словами, если имеется достаточно доказательств в собранном первичном материале. Если же доказательств недостаточно, то материалы дела направляются на дознание, где собираются дополнительные доказательства, назначаются необходимые экспертизы. Следует помнить, что протокол об административном правонарушении - это всего лишь первичное суждения о виновности лица, которое может быть опровергнуто в процессе рассмотрения дела. Поэтому полномочия полицейского в статусе, составляющего протокол про административное правонарушение, сводятся к анализу имеющихся материалов и принятия правильного первичного решения о возможной виновности лица. Если вы привлекаетесь к административной ответственности, то на этапе составления протокола в отношении вас, вы имеете все права, предусмотренные ст.268 КУпАП, а именно: - знакомиться с материалами дела; - давать объяснения; - предоставлять доказательства; - заявлять ходатайства; - при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица; - выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеете языком, на котором ведется производство; - обжаловать постановление по делу. На данном этапе очень важно в полном объеме реализовать все свои права и предоставить как можно больше доказательств. В большинстве тяжких административных правонарушениях (например ДТП или вождение в нетрезвом виде) компетенция патрульных полицейских заканчивается составлением протокола об административном правонарушении, поэтому не стоит слушать полицейского который угрожает вам тяжестью наказания. Это не относится к его компетенции. В несложных делах, когда ситуация явная, то собирать первичный материал и составлять протокол об административном правонарушении может один и тот же полицейский.
  • 4
    К компетенции полицейских отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях , предусмотренных ч.ч.1-6 ст. 121, ст. 121-1, 121-2, ч.1-3 ст. 122, ч.1 123, ст. 124-1 - 126, ч.1-3 ст.127, ст.128-129, ст.132-1, ч.ч.1,2,5 ст.133, ч,3,6,8,9,10,11 ст. 133-1, ч.2 ст.135, ст.137, ч.1, 2,3 ст. 140 КУпАП Украины. Рассмотрение дела об административном правонарушении регулируется ст.ст.276 - 280 КУпАП Украины. Если производство по делу, относящихся к одной из вышеперечисленных статей, то именно полицейский в данной ситуации будет решать вашу судьбу. Я считаю, что в данном случае нельзя объединять в одном лице полицейского, который собирал первичный материал и полицейского, который на основании этого материала принимает решение, поскольку теряется непредвзятость рассмотрения дела. В таком случае надо заявлять отвод такому полицейскому. Также следует помнить, что согласно решения Конституционного суда Украины от 26 мая 2015 года полицейским не разрешено рассматривать дела об административных правонарушениях на месте остановки транспортного средства. При рассмотрении дела об административном правонарушении полицейский обязан не только проанализировать доказательства, а дать им оценку, и в последствии принять решение по делу.В последствии это решение можно будет обжаловать в судебных инстанциях.
  • 5
    В том случае, если вы захотите обжаловать решение полицейского , то в суде полицейский будет ответчиком с полным комплексом прав и обязанностей стороны,предусмотренных ст.49 и 51 КАС Украины.
  • 6
    Полицейский будет находится в суде в статусе свидетеля, когда он либо составлял первичный материал, либо составлял протокол об административном правонарушении. Права свидетеля ограничены, вернее у свидетеля одна обязанность - прийти в суд и дать показания про обстоятельства дела, которые ему известны. Каким-либо другим процессуальным путем влиять на исход дела полицейский-свидетель не может.

Важно!

Протокол про административном правонарушении не составляется в случае совершения административных правонаршений, рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции, и административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме.

Совет:

К компетенции судов отнесено рассмотрение протоколов об административных правонарушениях , предусмотренных ч.4 и 7 ст. 121, ч.4 ст.122, ст.ст.122-2, 122-4, 122-5, ч.2 и 3 ст. 123, ст. 124, ч.4 ст. 127, ст. 127-1, ст. 130, ч. 3 ст.133, ст.ст.135-1, 139, ч.4 ст.140 КУпАП Украины. Поэтому компетенция полицейских в этих делах заканчивается составлением протокола об административном правонарушении.

Законодательная база:

Расскажи друзьям:

Спросите эксперта:

Не получили ответ на свой вопрос? Спросите нашего эксперта:
Помог совет?
0

У Вас есть еще вопросы?
Задайте их и получите мгновенный ответ.