Советы адвокатов

Какими правами обладает потребитель?

Права потребителя

В повседневной жизни каждый из нас приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать какую – либо продукцию для личных нужд, то есть, выступает в роли потребителя.
Нередки случаи, когда мы покупаем бракованный, сфальсифицированный или товар со скрытыми недостатками, которые можно обнаружить лишь в процессе эксплуатации, либо вещь, которая нас впоследствии не устраивает по каким-либо критериям (цвет, размер, фасон). Иногда оформляем потребительский кредит в Банке на выгодных условиях, а позже оказывается, что договор заключен на кабальных условиях и предусматривает множество «подводных камней» не в нашу пользу, покупаем путевку через турагентство и оплачиваем выбранный спектр услуг, а в итоге получаем испорченный отдых. Случается, что заказываем товар через интернет – магазины, а приобретаем не то, что хотели.
Не все потребители «юридически подкованы» и могут отстоять свои права. Зачастую, махнув рукой, они соглашаются с тем, что желание и ожидаемый результат не совпадают и принимают это, как должное. Но все может быть по другому, если знать права потребителя и уметь ими вовремя и правильно воспользоваться.
Вы можете удивиться, но все указанные правоотношения и еще множество других, в которых мы являемся потребителями услуг и товаров, регулируются Законом Украины «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

Вам понадобится:

  • Знание Ваших прав

Инструкция:

  • 1
    Согласно положений статьи 50 Конституции Украины, каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.
  • 2
    В случае приобретения потребителем продовольственных товаров ненадлежащего качества продавец обязан заменить их на товары надлежащего качества или возвратить потребителю уплаченные им деньги, если недостатки обнаружены в пределах срока годности. Если приобретенный товар оказался ненадлежащего качества, то Вы имеете право требовать: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещение расходов на устранение недостатков товара. В случае выявления в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, Вы, как потребитель, имеете право по своему выбору требовать от продавца или производителя: 1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы; 2) замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя). При этом доставка крупногабаритных товаров и товаров весом свыше пяти килограммов продавцу и их возврат потребителю осуществляются за счет продавца.
  • 3
    Статьей 42 Конституции Украины гарантирована защита государством прав потребителей, осуществление контроля за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ.
  • 4
    Согласно статьи 4 Закона, потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, реализуемой на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на: 1) защиту своих прав государством, которая осуществляется службами по защите прав потребителей, местными государственные администрации, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами местного самоуправления, а также судами; 2) надлежащее качество продукции и обслуживания, обеспечивающееся путем обязательства продавца информировать покупателя о качестве, установления сроков годности, гарантийных сроков, запрета фальсификации товаров и т.д.; 3) безопасность продукции, обеспечивающуюся установлением ГОСТов, технических условий, сроков годности, проведением экспертиз качества, получением производителями специальных разрешений, лицензий и т.д.; 4) необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце); 5) возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции), в соответствии с законом; 6) обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав; 7) объединение в общественные организации потребителей и другие права, регламентированные законодательством.
  • 5
    Важно знать о своем праве на обмен товара надлежащего качества на аналогичный товар в течение 14 дней (не считая дня покупки), если товар не удовлетворил Вас по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован по назначению. В том случае, когда у продавца не оказалось подходящего аналогичного товара, можно расторгнуть договор купли – продажи и получить обратно деньги, уплаченные при покупке. Это правило не распространяется на продовольственные товары, лекарственные средства и другие товары, подробный перечень которых установлен Кабмином (смотрите статью «Как вернуть товар в магазин»).

Важно!

При обращении в суд с иском о защите права потребителя Вы освобождаетесь от уплаты судебного сбора. При замене товара с недостатками на аналогичный товар надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет стоимости не производится. При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар проводятся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности - не позднее чем в течение семи дней. Также необходимо знать, что на время ремонта купленного товара ненадлежащего качества по Вашему письменному требованию предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (четырнадцать дней) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара. При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется со дня выдачи потребителю товара после ремонта. Следует помнить, что требования потребителя при покупке товара ненадлежащего качества не подлежат удовлетворению, если продавец, производитель докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. При этом Вы имеете право принимать участие в проверке качества товара лично или через своего представителя.

Совет:

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выделить основные правила, соблюдая которые Вы, ка потребитель, сможете отстоять свои права: - перед покупкой товара через интернет магазин удостоверьтесь в наличии на сайте юридических реквизитов продавца (название, адрес, контактная информация) и не поленитесь посмотреть отзывы о продавце в сети интернет, - не стесняйтесь получить исчерпывающий перечень информации о качестве товара, сертификации продукции, гарантийных сроках, обязательствах или условиях оказания услуги у продавца перед покупкой, поскольку это не только Ваше право, но и обязанность продавца, за невыполнение которой продавец несет юридическую ответственность, - требуйте у продавца и сохраняйте чек или другой документ, подтверждающий оплату покупки, - требуйте проставления даты в гарантийном талоне при покупке изделия, на которое распространяются гарантийные сроки, - при доставке товара к вам домой проверьте комплектацию покупки согласно накладной перед тем, как рассчитаться за нее, - обеспечьте сохранность ярлыков, пломб, оригинальной упаковки (если таковые имеются) в течение первых 14 дней после покупки товара (или его доставки при покупке через интернет-магазин), - в случае, если возникают сомнения по поводу модели, цвета, фасона продукции, и созревает намерение ее обмена - обеспечьте сохранность товарного вида покупки, - при отказе продавца удовлетворить Ваши законные требования продолжайте общаться с ним только в письменной форме – отправляйте обращения по почте заказными письмами с обратным уведомлением о вручении или непосредственно подавайте претензии в администрацию торговых предприятий и контролируйте их «надлежащую» регистрацию с проставлением отметки на Вашем экземпляре, - гарантийные сроки на сезонные товары согласно постановлению Кабмина исчисляются иначе, нежели на другие товары, - право на обмен или возврат не работает без согласия на то продавца в случаях с товарами, бывшими в употреблении и приобретенными через точки комиссионной торговли.

Законодательная база:

Расскажи друзьям:

Спросите эксперта:

Не получили ответ на свой вопрос? Спросите нашего эксперта:
Помог совет?
2

У Вас есть еще вопросы?
Задайте их и получите мгновенный ответ.